Апрель. Достать Закон и …
аудит и консалтинговые услуги
420015, Казань, Подлужная, 60
Меню
(843) 202-07-60
8 (800) 500-52-87
Меню

Апрель. Достать Закон и …

Комментарий к Закону 52-ФЗ

Налог на имущество организаций с позиций «спецрежимников» и не только, банковские счета, налоги физических лиц – эти и другие изменения рассмотрел Закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ.

Банковские счета

Со 2 мая 2014 г. организации и индивидуальные предприниматели  избавлены от обязанности  сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов); о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (п. «б» п.1 ст.1 Закона № 52-ФЗ). Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, управляющие товарищи также не должны сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии счетов.

В этой связи признаны утратившими силу статьи, предусматривающие ответственность за такое несообщение в налоговые органы и внебюджетные фонды.

 Налоги физических лиц

С 2015 г. вступит в силу новый пункт 2.1. ст.23  Налогового кодекса РФ. В нем сказано: если у физического лица есть объекты недвижимого имущества и (или) транспортные средства, и за период владения ими физлицо не получало налоговые уведомления и не платило налог, то с 2015 г. оно обязано сообщить в налоговый орган о наличии у него объектов недвижимости, транспортных средств. К сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов и (или) документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств. Сделать это следует в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. «в» ст.1 Закона № 52-ФЗ).

В третьем абзаце нового пункта 2.1 ст.23 НК РФ подчеркивается, что сообщение не представляется в налоговый орган, если:

  1. физлицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении объекта налогообложения (недвижимость, земля, транспорт);

  2. не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

С целью стимулирования граждан информировать налоговые органы Закон № 52-ФЗ предусмотрел своего рода льготу, которая будет действовать до 1 января 2017 года. Как известно, инспекции могут посчитать налоги не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления. Если же физлицо сообщит о наличии у него объекта недвижимости, транспортного средства, то сумму налога ему посчитают лишь с того налогового периода, в котором он исполнил обязанность уведомить ИФНС.

 Пример

В 2012 г. физическое лицо приобрело квартиру. Налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц ему ни разу не приходило. В 2015 г. (срок уплаты налога - не позднее 1 октября года, следующего за годом, за который исчислен налог) уведомление вновь не пришло. До 31 декабря 2015 г. физлицо должно сообщить в  налоговый орган о наличии у него объекта недвижимости. В этом случае, в 2016 году налоговый орган пришлет ему уведомление, в котором налог будет рассчитан только за 2015 г. Если физлицо не уведомит инспекцию, то налог ему будет рассчитан за 2015, 2014, 2013 годы. Кроме того, его можно привлечь к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ - штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Следует отметить, т.к. обязанность сообщать в налоговый орган о наличии объектов недвижимости, транспортных средств возникает с 2015 г., то и ответственность по п.1 ст.126 НК РФ возникает с этого года. А с 2017 г. появится новый вид ответственности, предусмотренный п.3 ст.129.1 НК РФ. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) физическим лицом налоговому органу сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога в отношении объектов, по которым не представлено сообщение (п.12 ст.1 Закона № 52-ФЗ).

Налог на имущество организаций у «спецрежимников»

Если у «упрощенца» или плательщика ЕНВД есть объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, то данные «спецрежимники» будут платить с таких объектов налог на имущество организаций (п.1 и п.3 ст.2 Закона № 52-ФЗ). Заметим, что, поскольку в Законе № 52-ФЗ сказано, что данные нормы вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 52-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то формально у «упрощенцев»  эта обязанность возникнет с 1 января 2015 г., а у плательщиков ЕНВД - с 1 июля 2014 г.

Напомним, налоговая база как кадастровая стоимость определяется по таким объектам, как:

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

  • нежилые помещения, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • недвижимое имущество иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства, или имущество, которое не относится к их деятельности через постоянные представительства в РФ.

На основе кадастровой стоимости налог на имущество организаций в 2014 г. уплачивается в Москве, Подмосковье, Амурской области. В Татарстане, согласно информации на сайте Министерства земельных и имущественных отношений РТ, в апреле 2014 г. пока еще только состоялись совещания по вопросу проведения на территории Республики Татарстан кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков).

 На пути к МСФО

При расчете налога на имущество организаций, когда налоговая база определяется как среднегодовая стоимость основных средств, нужны данные бухгалтерского учета об остаточной стоимости ОС. Законодательная новация Закона № 52-ФЗ вводит новую норму. С 2015 года, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества в целях исчисления налога на имущество определяется без учета таких затрат (п.3 ст.2 Закона № 52-ФЗ).

Речь идет о ситуациях, например, когда при покупке ОС на организацию возлагается обязанность на демонтаж и утилизацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды. Т.е. у нее возникают так называемые «ликвидационные» обязательства. Еще в Рекомендациях за 2012 г. (письмо Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01) финансовое ведомство предлагало учитывать такие затраты в составе основных средств. Профессиональное сообщество, отмечая прогрессивный подход  данного документа и его соответствие МСФО (IAS) 16 «Основные средства», обращало внимание на значительное увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций. Таким образом, поправка, вводимая Законом № 52-ФЗ, является положительной, т.к. оставляет на прежнем уровне налоговую нагрузку с позиций налога на имущество организаций.

 Пример

 Компания в 2015 г. приобрело скважину, стоимость которой равна 10 000 000 руб. По завершении ее эксплуатации она будет обязана демонтировать ОС, а также восстановить природные ресурсы на занимаемом объектом участке. Денежная оценка предстоящих затрат составляет 5 000 000 руб. В бухгалтерском учете сформируются 2 вида стоимости:

  • в целях расчета налога на имущество стоимость объекта составит 10 000 000 руб.;

  • в бухгалтерских целях стоимость объекта составит 15 000 000 руб.

 Налоговая база как кадастровая стоимость

Еще 2 поправки Закона № 52-ФЗ, на которые хотелось бы обратить внимание, затрагивают налог на имущество организаций, когда налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Напомним, чтобы в субъекте РФ недвижимое имущество (п.1 ст.378.2 НК РФ) облагалось налогом, исходя из кадастровой стоимости, необходимо, чтобы:

  • местные власти утвердили результаты кадастровой оценки объектов недвижимого имущества (п.2 ст.378.2 НК РФ);

  • был принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости (п.2 ст.378.2 НК РФ);
  • не позднее 1-го числа очередного налогового периода был определен и размещен на официальном сайте перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п.7 ст.378.2 НК РФ).

Если недвижимость  не включена в упомянутый Перечень, то она облагается налогом на имущество исходя из среднегодовой стоимости (письмо Минфина РФ от 06.02.2014 № 03-05-05-01/4765).

Первая поправка рассматривает ситуацию, когда в результате раздела объекта недвижимости или иного действия в течение текущего налогового периода образуется новый объект недвижимого имущества. Получается, что его кадастровая стоимость известна, но в Перечень вновь образованный объект не включен. С января 2015 г. такой объект подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет до включения его в Перечень (п.10 ст.2 Закона № 52-ФЗ).

Следующая поправка связана с ситуацией, когда объект недвижимости, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, приобретается налогоплательщиком или продается в течение календарного года. В результате данное имущество находится в собственности организации в течение неполного налогового периода. Иностранные организации, указанные в пп.3 п.1 ст.378.2 НК РФ, в этой ситуации имели право рассчитывать  налог  с учетом коэффициента. Он определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых недвижимость находились в собственности, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом другие категории собственников были лишены возможности применять коэффициент, что приводило к двойному налогообложению проданного (купленного) объекта недвижимости и создавало неравные условия. Закон № 52-ФЗ устраняет данную несправедливость. Согласно изменениям, если объект недвижимости, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, приобретается или продается в течение календарного года, то все категории налогоплательщиков, указанные в ст.378.2 НК РФ, при расчете налога на имущество используют рассмотренный выше коэффициент. К сожалению, обратной силы поправка не имеет и вступает в силу с 1 января 2015 г.

Прочие изменения

Согласно Закону № 52-ФЗ:

- вводится ответственность банков в т.ч. и за несообщение в ИФНС о депозитах и вкладах, а также за несообщение об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета физлица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

- смягчена ответственность за недостоверность уведомления о контролируемых сделках;

- указано, что религиозные организации, у которых в течение календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов, не представляют в налоговые органы годовую бухгалтерскую отчетность;

- субъект РФ теперь не устанавливает порядок и сроки уплаты транспортного налога для физических лиц.

 

 




Перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Напишите нам: