Аудитор- это представитель общественности
аудит и консалтинговые услуги
420015, Казань, Подлужная, 60
Меню
(843) 202-07-60
8 (800) 500-52-87
Меню

Аудитор- это представитель общественности

В марте свой четырнадцатый день рождения отметила одна из известнейших аудиторско-консалтинговых фирм Татарстана – компания «Аудэкс». О настоящем и будущем компании, а также перспективах республиканского и российского рынка аудита и консалтинга интервью с генеральным директором компании «Аудэкс» Айратом Гимадутдиновым.

- Айрат Фердинандович, для молодого российского бизнеса 14 лет - серьезный срок. Как изменилась за это время ваша компания и тот рынок, на котором вы работаете?

- Перемены, конечно, произошли, и серьезные. Рынок стал более цивилизованным. В первую очередь, это связано с изменением психологии руководителей предприятий, их отношения к аудиту. Если раньше аудиторов воспринимали как некую проверяющую инстанцию, и, в основном, это касалось налогов, то теперь менеджмент понимает: аудитор – это представитель общественности. Именно мы делаем проверку и заверяем отчетность, которой потом пользуются акционеры, инвесторы, кредиторы, государственные органы. Таким образом, мы формируем свое мнение об отчетности и отвечаем и по закону и, что не менее важно, своей репутацией за сделанные выводы. Многие руководители понимают это и очень серьезно относятся к аудиту. Мы же, со своей стороны, стараемся оправдать их доверие, предоставляя качественные услуги. Важно, что наша компания с первого дня существования построила свою деятельность на таких принципах, как профессионализм, независимость и построение взаимовыгодных отношений с клиентами. С тех пор мы выросли, набрались опыта, расширили перечень предоставляемых услуг, но эти ценности остались неизменными. Я не сомневаюсь, что именно следование им позволило «Аудэкс» занять свое нынешнее место на республиканском и российском рынке аудиторских и консалтинговых услуг. Так, в рейтинге журнала «Эксперт» за 2007 год, компания «Аудэкс» заняла 43 место среди крупнейших аудиторских компаний России и является самой крупной аудиторской фирмой в Приволжском федеральном округе. А, согласно последнему рейтингу, опубликованному в журнале «Деньги» в августе прошлого года, мы оказались среди 20 наиболее востребованных крупнейшими российскими предприятиями аудиторских компаний. Журнал составлял рейтинг 300 крупнейших компаний России и решил поинтересоваться, кто является их аудиторами. Мы заняли 18 место.

- Какие услуги вы еще предоставляете? Вы ведь занимаетесь не только аудитом?

- «Аудэкс» предоставляет своим клиентам широкий спектр аудиторских и консалтинговых услуг. Исторически сложилось, что аудит всегда был для компании профильным направлением деятельности. Поэтому, дальнейшее расширение спектра оказываемых услуг строилось так, чтобы наилучшим образом обеспечить работу бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Необходимость глубокого проникновения в суть процессов функционирования предприятия обусловила появление в структуре компании подразделений, специализирующихся на оказании того или иного вида услуг. Такая организационная структура позволяет совершенствовать методологию работы, оттачивать применяемые технологии, способствовать профессиональному росту сотрудников. На сегодняшний день аудит составляет лишь половину наших услуг. Остальное – это налоговый и бухгалтерский консалтинг, юридические консультации, оценка, обучающие программы, внедрение современных технологий управления предприятием, услуги по МСФО. Мы осуществляем примерно 300 аудиторских проектов в год.

- География вашего присутствия значительно шире, чем территория Татарстана. В каких еще регионах работает «Аудэкс»?

- Как в соседних с нашей республикой субъектах - Чувашии, Марий Эл, Башкортостане, так и значительно дальше. Регулярно выигрываем конкурсы на проведение аудита в Западной Сибири. У нас партнерские отношения с фирмами из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Новосибирска, с которыми мы постоянно обмениваемся профессиональным опытом.

- Какова особенность предоставления услуг в компании «Аудэкс»? Что является вашей визитной карточкой?

- Наша особенность - комплексный подход к решению задач. Это очень актуально для организаций, которые в рамках одного проекта могут получить профессиональные услуги специалистов самого разного профиля. Да и конфиденциальность гарантировать проще, когда речь идет о специалистах одной компании. С каждым годом задачи, которые ставит перед нами клиент, усложняются. Зачастую бывает необходимо решить проблему, которая требует профессиональных знаний и бухгалтерского, и налогового, и хозяйственного законодательства. Бизнес – процессы на предприятиях совершенствуются, и мы регулярно решаем вопросы поиска наиболее оптимального пути организации тех или иных хозяйственных операций и сделок, анализируя их со всех сторон. С ростом конкуренции, перед предприятиями постоянно стоит задача – как с наименьшими затратами произвести более качественную продукцию. Степень решения этой задачи зависит от уровня организации управления предприятием. Наша компания предлагает услуги аутсорсинга, то есть мы берем на себя часть управленческих функций клиента. Это значительно повышает эффективность работы фирмы при существенном снижении расходов. Так, за половину зарплаты юриста клиент получает юридическое сопровождение силами целого отдела нашей компании. То же самое и с ведением бухгалтерского учета, с налоговым консалтингом, постановкой и ведением управленческого учета.

- Компания «Аудэкс» внедрила такую новую услугу, как аудит-контроллинг. Что являлось предпосылкой для ее появления?

- До сих пор точно неизвестно, кто из великих был автором знаменитого афоризма «владеющий информацией, владеет миром», но истинность этого утверждения не вызывает сомнений. То, что одним из основных источников информации для пользователей финансовой отчетности является аудит, также неоспоримый факт. Развитие аудита связано с укреплением рыночных отношений, созданием организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, интеграцией России в мировую экономику и активным привлечением иностранного капитала. В то же время необходимость совершенствования аудита связана с объективной необходимостью повышения его эффективности, пока не позволяющего в полной мере удовлетворить потребности внешних и внутренних пользователей финансовой отчетности: акционеров, инвесторов, кредиторов, руководства организаций, органов государственного управления. Новые задачи выдвигают принципиально иные требования к методам проведения аудиторской проверки. Аудитор, в этом случае, должен уже не только выразить свое мнение о достоверности финансовой отчетности, но и определить финансовую устойчивость организации и достаточность ресурсов для дальнейшего развития. Для этого необходимо проанализировать информацию о производственном потенциале организации и уровне его использования, определить объективные потребности в инвестициях и альтернативных источниках их привлечения. Такой подход формирует новый взгляд на аудит и предполагает переход от «ретро-аудита», который рассматривает только прошлую деятельность организации, к аудиту, нацеленному на будущее, на оценку возможных последствий происходящих в организации событий. Именно с интеграцией аудита, управленческого учета и финансового анализа связано развитие нового направления аудиторской деятельности в нашей компании – аудит-контроллинга.

- Что является целью проведения аудит-контроллинга?

- С помощью аудит-контроллинга оценивается финансовая устойчивость предприятия, прогнозируются дальнейшие изменения в деятельности, совместно вырабатываются управленческие решения и выявляются слабые или сильные звенья в работе предприятия. Аудит-контроллинг осуществляется в интересах собственника и позволяет получить более полную информацию об аудируемом лице, чем ту, что традиционно содержится в аудиторских заключениях, и, соответственно, выразить мнение об эффективности управленческих решений исполнительного органа независимыми и высококвалифицированными экспертами в области аудита, управленческого, налогового и юридического консалтинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности.

- В чем отличие аудит-контроллинга от «классического» аудита?

- «Классический» аудит ограничивается прямым сравнением показателей финансовой отчетности с данными бухгалтерских регистров и первичных документов. А для полноценного удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности требуется представить информацию о том, насколько эффективно работает организация, как менеджмент использует капитал собственников и каким образом получить наибольшую отдачу от вложенного капитала.

- Как вы оцениваете приход в Татарстан крупных международных компаний?

- У нас и компаний «большой четверки» разные сегменты рынка, наши бизнес-интересы не пересекаются. Их печать необходима предприятиям, которые хотят выводить свои акции на зарубежные рынки. Если же речь идет о привлечении кредита или инвестиций, не связанных с биржей, то многих зарубежных инвесторов заверенная нами отчетность устраивает. В нашей компании оказываются услуги по международным стандартам финансовой отчетности, и оказывают их сертифицированные специалисты по МСФО. В частности, мы занимаемся аудитом финансовой отчетности предприятий в соответствии с требованиями МСФО и составлением консолидированной финансовой отчетности в соответствии с этими стандартами. Также у нас проводятся практические семинары по применению МСФО. Немаловажно и то, что «Аудэкс» входит в международный альянс независимых аудиторских и бухгалтерских фирм Praxity, по совокупной выручке занимающий восьмое место в мире. Praxity позволяет расширить возможности «Аудэкс» в сфере международного обслуживания клиентов. Это путь к получению услуг в сфере налогообложения, аудита и консультаций, которые бы отвечали высочайшим стандартам международного бизнеса. Опыт этой организации показывает, что в разных странах успешно обслуживают потребности клиентов не только крупные, но и средние аудиторские компании.

- Что компания «Аудэкс» считает своим главным конкурентным преимуществом, позволяющим ей добиваться успеха?

- Безусловно, это персонал. Основа нашей корпоративной культуры – видеть в каждом сотруднике личность, а не винтик в механизме. Специфика нашего бизнеса такова, что здесь важны человеческие отношения, а не сумма активов. Люди, работающие в компании, должны понимать ее цели и принципы, и разделять их. Ведь именно они общаются с клиентами, создавая впечатление о нашей фирме. Поэтому, мы стремимся сделать деятельность компании максимально прозрачной, вовлечь сотрудников в процесс управления, создавая им условия для повышения образования и карьерного роста. Лично я уверен, что только индивидуальный подход к каждому человеку помогает ему раскрыться как творческой личности, проявить свои способности.

- Насколько совершенно законодательство, регламентирующее аудиторскую деятельность? Оно соответствует реалиям сегодняшнего дня?

- Законы требуют совершенствования. Это понимают как участники рынка, так и чиновники, и депутаты. Проблемой до сих пор остается черный и серый аудит. Сейчас Госдумой принят в первом чтении закон, который может исправить ситуацию. Например, он предполагает переход аудиторов на саморегулирование, то есть будут созданы несколько объединений. Только членство в этих организациях будет давать право на работу на рынке. В результате, аудиторы сами будут заинтересованы в чистоте своих рядов. Кроме того, контроль качества, пока являющийся добровольным, станет обязательным. Все эти меры должны повысить престиж аудиторской профессии. Я очень надеюсь, что закон будет принят в этом году.

- Расскажите о планах компании на будущее.

- Мы всегда стараемся идти на шаг впереди, задумываемся, что будет востребовано на рынке через несколько лет. У нас есть видение будущего. Так, специалистов по МСФО мы начали готовить три года назад. Они обучались в ведущих российских учебных центрах. Нынешнюю востребованность аудит-контроллинга наша компания тоже, можно сказать, предугадала. Сейчас мы активно внедряем программы автоматизации аудиторской деятельности. Это позволяет оказывать клиентам услуги с меньшим бюджетом времени и денег. У нас существуют планы, ориентированные на постоянное совершенствование качества во всем, чем мы занимаемся. В целом же, мы по-прежнему будем делать ставку на гармонию как во взаимоотношениях с партнерами и клиентами, так и с обществом в целом. Именно гармония является залогом успешного бизнеса.


Перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Напишите нам: