Рынок аудиторских и консалтинговых услуг в Поволжье
аудит и консалтинговые услуги
420015, Казань, Подлужная, 60
Меню
(843) 202-07-60
8 (800) 500-52-87
Меню

Рынок аудиторских и консалтинговых услуг в Поволжье

Устойчивое развитие бизнеса в регионе в начале 2008 года повлияло на высокий рост показателей деятельности аудиторских региональных фирм. Однако, во второй половине ушедшего года произошел существенный спад во всех сферах экономики, в том числе и в аудите. В результате, согласно собственным исследованиям компании «АУДЭКС», объем рынка 2008 г. превысил уровень 2007 в среднем на 15%.

Анализируя рынок аудита и консалтинга в Поволжском регионе, необходимо отметить две основные особенности. Во-первых, стремление к интеграции с национальными аудиторскими сетями и объединению в крупные группы, а во-вторых, резкое изменение структуры спроса на аудиторские услуги.

В условиях глобализации экономики укрупнение и развитие международных и национальных сетей неизбежно. События последних лет показали, что многие средние компании стремятся войти в национальные сети международных объединений, а не большие фирмы преобразовываются в филиалы и представительства крупных компаний. Процессы реформирования будут продолжаться еще долгое время, что в сочетании с принятием изменений в «Закон об аудиторской деятельности» должно привести в конечном итоге к развитому аудиторско-консалтинговому рынку. Объединение с национальными и международными сетями даст возможность региональным компаниям освоить новые услуги, совершенствовать качество и методологию проведения аудиторских процедур.

Структура спроса

Если стремление к объединению наблюдалась на протяжении нескольких последних лет, то изменение структуры спроса на аудиторские услуги стало очевидным во второй половине 2008 года.

Из-за устойчивого развития экономики в начале года и желания руководителей привлечь дополнительные финансовые ресурсы особенным спросом пользовались услуги, связанные с привлечением инвестиций. Аудиторские отчеты, услуги по МСФО, оценка залогового имущества и т.д. делали бизнес «прозрачным» и привлекательным для инвесторов.

Но уже к концу года у компаний усиливается интерес к услугам, связанным с принятием грамотных управленческих решений. Проведение кадрового аудита, работ по снижению издержек, юридические услуги по истребованию долгов и решению хозяйственных споров, разработка антикризисных мероприятий сейчас становится актуальным как никогда.

В оценке преобладают заказы, связанные с продажей бизнеса или активов.

Вырос спрос и на управленческий консалтинг. Любое управленческое решение, особенно связанное с крупными финансовыми потоками, требует предварительного анализа различных вариантов развития событий. Поэтому собственники и менеджеры прибегают к услугам независимых консультантов.

Трудности года

Говоря о трудностях года, основной является проблема не платежей со стороны контрагентов. Паника, которая охватила практически всех участников рынка, привела к снижению количества заказов и уровня платежеспособности клиентов. Фирмы стали экономить на услугах консультантов. В результате, сокращение доли консалтинговых услуг в четвертом квартале произошло на 20-25%.

Чтобы сохранить основных клиентов, практически все аудиторские компании стали применять гибкий подход в ценообразовании и рассрочку платежей.

Повышение эффективности и сокращение издержек заставило сократить штат, а некоторые компании перевели часть сотрудников на режим неполного рабочего дня или отправили их в вынужденный отпуск.

Сильная конкуренция между участниками рынка привела к демпингу. По данным Комитета по аудиту ТИПБ и А РТ многие компании снизили цены на 10-15%, у некоторых компаний скидка на услуги достигла 30% отметки. При таком уровне цен нельзя говорить о стандартах, предусмотренных законодательством. При введении обязательного контроля качества, таким компаниям придется уйти с рынка или заниматься только предоставлением консалтинговых услуг.

Ближайшие перспективы

Вероятно, что в условиях кризиса, такое явление, как демпинг, должно исчезнуть. Еще в начале года эксперты констатировали увеличение спроса на качественные аудиторские услуги. Несмотря на кризис клиенты предъявляют серьезные требования к качеству аудита бухгалтерской отчетности, т.к. это источник информации для пользователей разных уровней. Чем качественнее он будет, тем меньше ошибок можно сделать при принятии стратегических решений. В последнее время на аудитора смотрят как на специалиста, способного оказать реальную помощь в организации бизнеса, повышении его стоимости и эффективности.

Большинство проблем на рынке аудиторских услуг в полную силу проявят себя к 2010 году, когда сочетание неблагоприятных экономических факторов и введение изменений в Закон об аудиторской деятельности приведет к тому, что некоторые фирмы должны будут кардинально изменить стратегии своего развития. Повышение эффективности деятельности и сокращение издержек станет основным условием для выживания.

Вероятно, что в ближайшем будущем, ухудшение экономической ситуации и ужесточение Закона об аудиторской деятельности приведет к уходу с рынка мелких фирм. Высокие требования, предъявляемые к аудиторским компаниям, активная работа СРО по контролю качества не дадут возможности развиваться таким фирмам, которые используют в своей практике «черный» аудит и демпинг. В идеале рынок аудиторских услуг должен стать более цивилизованным, а качество слуг – более высоким. Ряд фирм перепрофилируется на оказание только консалтинговых услуг, другие объединятся с более крупными фирмами. Слияния и поглощения на рынке аудита приведут к расширению и укрупнению аудиторских фирм, что, в свою очередь, тоже повлияет на усиление конкуренции.

В итоге, усиление конкуренции, приведет к поиску дополнительных конкурентных преимуществ. Это касается, в первую очередь, качества услуг и осваивания новых видов услуг, связанных с оценкой корпоративных финансов, постановкой бюджетирования, управленческого учета и контроля.

В последнее время многие предприятия, которые обслуживались крупными московскими аудиторскими компаниями, стали отказываться от их услуг, и обращаться к региональным фирмам. Цены последних на порядок ниже, а качество предоставления услуг на высоком уровне. Сегодня клиентам не до известных брендов. Эта стремление характерно для всех рынков, что является плюсом для региональных компаний и даст им определенные возможности для развития.

Айрат Гимадутдинов,

Генеральный директор

ЗАО АКК «АУДЭКС»


Перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Наши клиенты

Напишите нам: