Обзор актуальной информации по налогообложению и бухгалтерскому учету за август-сентябрь 2017 года
аудит и консалтинговые услуги
420015, Казань, Подлужная, 60
Меню
(843) 202-07-60
8 (800) 500-52-87
Меню
Главная Актуальная информация Обзор изменений законодательства

Обзор актуальной информации по налогообложению и бухгалтерскому учету за август-сентябрь 2017 года

Обзор

актуальной информации по налогообложению и бухгалтерскому учету

за  август-сентябрь 2017 года

Налог на добавленную стоимость

Название, номер и дата документа

Краткое содержание

Постановление Правительства РФ от 19.08.2017 N 981

С 1 октября вносятся изменения и дополнения в порядок составления счетов-фактур, ведения книги покупок и продаж, журналов учета.

В отношении товаров, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства - члена ЕАЭС счет-фактура и корректировочный счет-фактура дополняются новой графой для отражения кода вида товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.

 Правила составления (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, дополнены порядком составления счетов-фактур экспедитором, а также застройщиком (заказчиком, выполняющим функции застройщика), приобретающими у одного и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени.

В перечень документов, подлежащих хранению, включены счета-фактуры, полученные и выставленные экспедитором и застройщиком.

Скорректированы форма и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книги покупок, дополнительного листа книги покупок, книги продаж и дополнительного листа книги продаж.

Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ММВ-20-15/112

Налоговым органам дано право завершать камеральные проверки по НДС по истечении 2, а не 3 месяцев, но только в отношении налоговых деклараций, которым присвоен низкий или средний уровень налогового риска.

Однако, у налогоплательщиков право требовать досрочного завершения камеральной проверки и возврата НДС в связи с этим не появляется.

Обращаем внимание, что в Госдуму внесен законопроект о сокращении сроков камеральной проверки.

Письмо Минфина России

от 23 августа 2017 г. N 03-07-11/53982

Минфин разъяснил, что освобождение от НДС операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, предусмотренное подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Кодекса, льготой по этому налогу не является, поскольку применяется всеми налогоплательщиками. В связи с этим истребование в порядке, установленном пунктом 6 статьи 88 НК РФ, документов, подтверждающих право применять данное освобождение, налоговыми органами производиться не может.

Данными разъяснениями и аргументами рекомендуем пользоваться и при истребовании налоговым органом документов, подтверждающих право не платить НДС и по другим операциям, отражаемым в Разделе 7 налоговой декларации, например, процентов по займам, реализации ценных бумаг и т.п.

Налог на прибыль организаций

Название, номер и дата документа

Краткое содержание

Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ"

 Скорректирован перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли в ст. 251 НК РФ:

- из необлагаемых исключены доходы в виде имущества, передаваемого участниками обществу в целях увеличения чистых активов (а также в виде прощения долга общества перед участником в тех же целях) (см. новую редакцию пп.3.4 п.1);

- включены в состав необлагаемых доходы в виде вклада участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество (новый подпункт 3.7 п.1);

- плата концедента в виде денежных средств является облагаемым доходом (новая редакция пп.37 п.1 ст. 251 НК РФ);

- при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде полученных услуг по сделкам предоставления поручительств (гарантий), если стороны такой сделки - российские организации (не банки). Уточнено, что речь идет о безвозмездно полученных услугах (новая редакция пп.55 п.1).

Письмо Минфина России от 15.09.2017 N 03-03-06/1/59552

Затраты организации, связанные с реализацией программ лояльности (бонусных программ), могут учитываться при налогообложении прибыли в том случае, если соответствующая деятельность направлена на получение дохода за счет привлечения большего числа клиентов, а также сохранения имеющихся клиентов.

При этом следует обратить внимание, что налоговые органы вправе изменять юридическую квалификацию сделки, совершенной налогоплательщиком, или статус и характер его деятельности.

Письмо Минфина России от 30.08.2017  N 03-07-08/55630

Налогоплательщик интересовался, может ли он учесть в расходах по налогу на прибыль амортизацию по полученному безвозмездно оборудованию от своего учредителя из-за границы, сформировав его стоимость исходя  из цены, указанной в инвойсе (которая не подлежит оплате, но цена оборудования указана) и дополнительных понесенных расходов (таможенные платежи при ввозе).

На что Минфин РФ ответил, что в случае, если безвозмездно полученное имущество не включено в состав внереализационных доходов в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ (как в рассматриваемой ситуации), то его первоначальная стоимость для целей налога на прибыль организаций равна нулю.

Письмо Минфина России от 23.08.2017 N 03-03-06/2/53941

При предоставлении в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (деклараций) по налогу на имущество организаций в связи с выявлением излишне уплаченной суммы соответствующую корректировку следует рассматривать при налогообложении прибыли как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода, а не как ошибку, подлежащую исправлению путем подачи уточненной декларации.

Тем самым Минфином была учтена  позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в постановлении от 17.01.2012 N 10077/11.

При этом также отмечается, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате соответствующего налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ, и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Письмо Минфина России от 21.08.2017 N 03-03-06/1/53486

Поскольку распределение имущества организации при ее ликвидации между участниками)\ производится после удовлетворения требований всех кредиторов, то есть оплаты всех обязательств, включая обязательства по налогам и сборам, такие выплаты фактически направлены на распределение чистой прибыли этой организации и удовлетворяют определению дивидендов, установленному пунктом 1 статьи 43 НК РФ.

Следовательно, если рыночная стоимость имущества, полученного акционером (участником) при распределении имущества ликвидируемого общества, превышает оплаченную им стоимость акций (доли), то такое превышение признается дивидендами для целей налогообложения прибыли организаций, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 3 статьи 284 НК РФ.

Письмо Минфина России от 01.08.2017 N 03-03-06/1/48838

По мнению Минфина, при определении 365-дневного периода владения вкладом (долей) для целей применения налоговой ставки 0 процентов по дивидендам может учитываться период владения вкладом (долей) до реорганизации  в форме слияния - при условии, что реорганизуемая организация и до проведения реорганизации владела  как минимум 365 дней подряд не менее чем 50% уставного капитала юрлица

Письмо Минфина России от 17.07.2017 N 03-03-06/1/45234

Для целей налогообложения прибыли организаций учитываются расходы, непосредственно связанные с производственной деятельностью организации.

В случае если мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, проводятся вне рабочего времени и не связаны с производственной деятельностью работника, указанные расходы относятся к расходам, не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций

Письмо Минфина России от 13.03.2017 N 03-03-06/1/13785

Механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

Аналогичная позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N ВАС-5306/10.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2017 N Ф06-21921/2017 по делу N А72-10848/2016

Общество совершило  действия по приобретению оборудования с последующей его продажей и получением на условиях возвратного лизинга от взаимозависимой компании. По мнению инспекции, документооборот и движение денежных средств по хозяйственным операциям между участниками лизинговых отношений направлены на получение налогоплательщиком налоговой выгоды в виде необоснованного возмещения из бюджета НДС и завышения расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, на затраты на сумму лизинговых платежей.

Обществу удалось доказать суду, что оно столкнулось с нехваткой оборотных средств для покрытия своих краткосрочных обязательств. Банки смогли бы обеспечить общество кредитным ресурсом на льготных условиях (под 8 - 8,5 процентов годовых) лишь в тех объемах, которые были фактически предоставлены по уже заключенным кредитным договорам. Банк готов был предоставить дополнительное финансирование по ставке 14,25 процентов годовых (подтверждено справкой банка) только на тех условиях, которые были заявлены в справке от 10.10.2016 N 06/703 Филиала Банка МБСП (АО), то есть для кредитов на срок 366 и более дней.

Вместе с тем, реализация оборудования и его последующее использование на основании договора лизинга фактически позволило налогоплательщику привлечь денежные средства на более выгодных условиях, чем получение кредита, необходимые для реализации целей, связанных с коммерческой деятельностью общества, при этом используя оборудование на протяжении всего срока лизинга.

Налог на доходы физических лиц

Название, номер и дата документа

Краткое содержание

Письмо Минфина России от 03.08.17 № 03-04-06/49795

В письме финансисты высказались об  уплате НДФЛ с дополнительной компенсации, выплачиваемой при расторжении трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении.

Эта компенсация, как считает теперь Минфин, не относится к доходам в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, освобождаемым от налогообложения в части, не превышающей в целом трехкратный (шестикратный) размер среднего месячного заработка, и не подлежит обложению НДФЛ в полном объеме.

Ранее Минфин считал иначе - по мнению чиновников, названная компенсация входила в число выплат, освобождение которых от НДФЛ ограничено.

Письмо Минфина России от 21.07.2017 № 03-04-06/46733

В письме Минфин рассказал об исчислении, удержании и перечислении в бюджет НДФЛ и об уплате взносов в отношении выплат физлицам по гражданско-правовым договорам.

В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.223 НК РФ суммы аванса, полученные физлицом-подрядчиком (не ИП) в налоговом периоде по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг), включаются в доход налогоплательщика данного налогового периода независимо от того, в каком налоговом периоде будет произведен окончательный расчет после подписания акта выполненных работ (оказанных услуг).

Вознаграждение по ГПД подлежит обложению взносами на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование после окончательной сдачи результатов работы (оказания услуги) или ее отдельных этапов на основании соответствующих актов приемки выполненных работ (оказанных услуг) в момент его начисления в пользу физлиц.

Письмо Минфина от 21.07.17 № 03-03-06/1/46709

Согласно подпункту 1 п.2 ст.211 НК РФ к доходам, полученным физлицом в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав. При этом оплата организацией за физлиц, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам, стоимости проезда и проживания в месте выполнения работ (оказания услуг) признается их доходом, облагаемым НДФЛ.

Вместе с тем, если расходы на проезд и проживание в целях оказания услуг по договору гражданско-правового характера были понесены самим налогоплательщиком, то такой налогоплательщик имеет право на получение профессионального налогового вычета по НДФЛ в сумме таких расходов, подтвержденных документально.

Письмо Минфина России от 21.06.17 № 03-04-05/46477

Минфин ответил на вопрос о получении супругами социального вычета по НДФЛ в части уплаченных взносов по договору комплексного ипотечного страхования, включающему как страхование имущества, так и страхование риска причинения вреда жизни и здоровью.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.219 НК РФ физлицо имеет право на получение, в частности, социального налогового вычета в сумме уплаченных в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, заключенному (заключенным) на срок не менее 5 лет со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (усыновителей), детей - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения по сумме всех соцвычетов.

Таким образом, если договор страхования носит смешанный характер, однако в таком договоре выделены суммы расходов на добровольное страхование жизни, а также в отношении такого страхования соблюдены условия, указанные в пп.4 п.1 ст.219 НК РФ, то физлицо имеет право на получение вычета в сумме уплаченных им взносов на добровольное страхование жизни.

Государственные пособия, страховые взносы

Название, номер и дата документа

Краткое содержание

Федеральный закон от 29.07.17 № 250-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"

Уголовное законодательство дополнено составами преступлений за уклонение от уплаты страховых взносов

Вносятся изменения и дополнения в статьи 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, касающиеся установления ответственности плательщиков страховых взносов (в части вносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах).

Уклонение организации от уплаты взносов в крупном размере (более 5 млн. рублей за три года, причем указанная сумма должна превышать 25 процентов подлежащих уплате страховых взносов и налогов) карается:

- штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей;

- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

- принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

- арестом на срок до шести месяцев.

Уклонение организации от уплаты взносов в особо крупном размере (более 15 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих внесению платежей в совокупности) наказывается (ч.2 ст.199 УК РФ):

- штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей;

- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

- принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

- лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Отвечать по УК РФ теперь потребуется и за страховые взносы на травматизм. В кодекс для этого введены две новые статьи — 199.3 и 199.4 УК РФ.

Закон распространяется на неуплату по взносам, которая возникла после 10 августа (ч.1 ст.10 УК РФ).

Письмо ФНС России от 19.09.17 № БС-4-11/18681

ФНС России разъяснила, как заполнить расчет по страховым взносам в случае, когда выплаты сотруднику на момент его перехода из другого обособленного подразделения превысили предельную базу.

Сотруднику, выплаты которому с начала года составили 850 000 рублей, после перехода из другого обособленного подразделения, произведена выплата в размере 32 600 рублей. В совокупности указанные выплаты превышают предельную базу для начисления страховых взносов (в 2017 году предельная база на обязательное пенсионное страхование составляет 876 000 рублей, на обязательное социальное страхование  - 755 000 рублей).

В подразделе 1.1 приложения N 1 к Расчету по страховым взносам:

в графах строки 050 отражается выплата 32 600 руб.;

в графах строки 051 отражается сумма, превышающая предельную базу, - 6600 руб. (850000 руб. + 32600 руб. - 876000 руб.);

В приложении N 2 к Расчету по страховым взносам:

в графах строки 020 отражается сумма 32 600 руб.;

графы строки 050 заполняются нулевыми значениями, поскольку выплаты в сумме 850 000 рублей уже превысили предельную базу на ОСС в размере 755 000 рублей);

в графах строки 040 отражается сумма превышения, в данном случае - сумма выплаты 32 600 руб.

Письмо Минфина России от 01.09.17 № 03-15-07/56382

Суммы начисленных работнику выплат, которые не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС РФ по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке.

Определение Верховного суда от 11.08.2017 №310-КГ17-10343

Судья ВС отказал фонду в передаче дела в коллегию по экономическим спорам, в котором суды трех инстанций отменили решение фонда в части доначисления страховых взносов в отношении следующих выплат:

- дважды оплаченных суточных – выплат работникам, вернувшимся из служебной командировки и вновь направленным в тот же день в другую командировку;

- суточных при однодневных командировках;

- пособий по временной нетрудоспособности при оформлении листков нетрудоспособности  с недочетами, допущенными лечебными учреждениями;

- стоимости молока работникам, из карт аттестации рабочих мест которых у кооператива отсутствовали основания для бесплатной выдачи молока своим работникам

По всем указанным выплатам основания для включения в базу для начисления взносов отсутствовали.

Письмо ФНС России от 24.08.2017 N БС-4-11/16793@

В соответствии с пунктом 1.2 раздела I "Общие положения" Порядка заполнения расчета по страховым взносам при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган Расчете факта неотражения или неполноты отражения, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в Расчет и представить в налоговый орган уточненный Расчет в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.

В случае корректировки базы для исчисления страховых взносов за предшествующие отчетные (расчетные) периоды плательщиком представляется уточненный Расчет за предшествующий отчетный (расчетный) период. При этом в текущем отчетном (расчетном) периоде сумма произведенного перерасчета за предшествующий период не отражается в Расчете.

Кроме того, исходя из положений раздела II "Общие требования к порядку заполнения Расчета" Порядка заполнения расчета по страховым взносам, отрицательных значений при заполнении показателей строк Расчета не предусмотрено.

Письмо ФНС России от 21.08.2017 N БС-4-11/16544@

ФНС России считает, что организации из регионов - участников пилотного проекта не должны заполнять приложения N 3 и N 4 к первому разделу расчета. Это справедливо, даже если компании в отчетном периоде возместили расходы на выплату социального пособия на погребение или на оплату четырех дополнительных выходных для одного из родителей ребенка-инвалида.

Приложения N 3 и N 4 необходимо заполнить по расходам, которые компания понесло до начала участия в пилотном проекте, в следующих случаях:

- организация в течение расчетного или отчетного периода переехала в регион, где идет пилотный проект;

- компания находится в субъекте, который присоединился к пилотному проекту не с начала расчетного периода.

Спецрежимы

Название, номер и дата документа

Краткое содержание

Письмо Минфина России от 01.09.2017 N 03-07-11/56374

Принятие к вычету сумм НДС, предъявленных организации, находящейся на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, при строительстве складского комплекса, вводимого в эксплуатацию после перехода этой организации на общий режим налогообложения, нормами НК РФ не предусмотрено.

Письмо Минфина России от 25.08.2017 N 03-11-06/2/54808

Минфин напоминает, что организация, применяющая УСН, утрачивает право на ее применение, в частности, если доходы за налоговый (отчетный) период 2017 года превысили 150 млн рублей.

Письмо Минфина России от 14.08.2017 N 03-11-06/2/52041

Если организация музыкального и развлекательного (анимационного) обслуживания, банкетное обслуживание, в том числе специальные мероприятия, непосредственно связаны с процессом оказания услуг общественного питания рестораном, то расходы на проведение вышеуказанных мероприятий в ресторане могут быть учтены при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Учесть данный вид затрат можно в качестве материальных расходов на основании пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ.

Налог на имущество организаций

Название, номер и дата документа

Краткое содержание

Письмо ФНС России от 15.09.2017 N БС-4-21/18425

ФНС информирует, что программным обеспечением по проверке контрольных соотношений показателей декларации по налогу на имущество организаций, представляемой (по форме, утв. приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@) впервые за налоговый период 2017 года, планируется реализация допущения возможности различия значения показателя строки 141 Раздела 2 и суммарного значения показателей строк 050 всех блоков строк Раздела 2.1 на величину, не превышающую произведение 0,49 руб. на количество заполненных блоков строк 010 - 050 Раздела 2.1 декларации.

Письмо Минфина России от 24.08.2017 N 03-05-05-01/54266

По мнению финансистов, движимым имуществом для целей применения пункта 25 ст.381 НК РФ признаются объекты технологического оборудования, учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с ПБУ 6/01, которые могут быть использованы по своему функциональному назначению вне объекта недвижимого имущества, и демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба объекту недвижимого имущества независимо от того, входят ли соответствующие объекты технологического оборудования в состав зарегистрированного объекта недвижимого имущества согласно техническому паспорту на объект.

Часть 1 НК РФ

Название, номер и дата документа

Краткое содержание

Письмо ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@

ФНС сформировала список признаков, определяющих незаконное дробление бизнеса.

По мнению налоговой службы о схеме дробления бизнеса могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

- производство разделено между несколькими юрлицами на спецрежимах вместо того, чтобы им занималась одна организация, уплачивая налоги по ОСН;

- участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;

- создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;

- несение расходов участниками схемы друг за друга;

- формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;

- использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети "Интернет", адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;

Приведена арбитражная практика как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов.

Письмо ФНС России от 21.09.2017 N ЕД-4-15/18885@

Налоговая служба отмечает, что законодательство РФ не ограничивает налогоплательщиков в использовании услуг нескольких операторов электронного документооборота для взаимодействия с налоговыми органами, что приводит к наличию нескольких действующих электронных адресов у одного налогоплательщика. Поэтому в случае одновременного установления нескольких электронных адресов отправка документов налогоплательщику производится в приоритетном порядке на последний адрес, с которого осуществлялось электронное взаимодействие с налоговым органом.

Дополнительно ФНС сообщает, что в случае использования нескольких электронных адресов налогоплательщик вправе уведомить налоговый орган об адресе, на который необходимо осуществлять направление документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Бухгалтерский учет

Название, номер и дата документа

Краткое содержание

Письмо ФНС России от 05.09.2017 N БС-4-21/17597@

Поскольку согласно пунктам 4, 7 и 8 ПБУ 6/01 во взаимосвязи постановка на баланс актива в качестве объекта основных средств производится при условии соблюдения критериев отнесения объекта к объектам основных средств и после формирования его первоначальной стоимости, то моментом принятия имущества к учету в качестве основных средств является момент, когда по соответствующему объекту закончены вложения и объект доведен до пригодности к использованию (эксплуатации).

 


Перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Напишите нам: