Начальник всегда прав?
аудит и консалтинговые услуги
420015, Казань, Подлужная, 60
Меню
(843) 202-07-60
8 (800) 500-52-87
Меню

Начальник всегда прав?

Неуважение к работнику, грубое отношение и рукоприкладство  руководителя на рабочем месте встречается не так уж и часто.

Однако, руководителям всех рангов необходимо соблюдать этические и нравственно-моральные нормы, принятые в цивилизованном обществе, и  которые могут быть прописаны в локальных нормативных актах организации, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Конечно, взаимоотношения руководителя и работника зависят не только от воспитанности и интеллигентности  руководителя, но и от поведения самого работника.

К нерадивому работнику могут быть применены нормы трудового законодательства о применении дисциплинарных взысканий в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также механизм депремирования.

 При этом, директор предприятия ни в коем случае не должен оскорблять, унижать или иным образом дискриминировать этого работника.

Такого руководителя можно привлечь к уголовной, административной, гражданской  и дисциплинарной  ответственности.

Привлечение к уголовной или административной ответственности зависит от тяжести совершенного проступка.

 Уголовная ответственность

Так, например, ст. 115 Уголовного кодекса РФ  предусматривает ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью, а ст.116 Уголовного кодекса РФ уголовную ответственность за побои.

Побои – это нанесение неоднократных ударов и иные насильственные действия, причинившие физическую боль (сдавливание части тела, вырывание волос, щипание и пр.).

Нанесение одного удара не может называться побоями. В данном случае можно привлечь «невоспитанного» директора к административной ответственности по ст. 5.61 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее по тексту - КоАП РФ) за оскорбление.

Считаем необходимым отметить, что до конца 2011 г. оскорбление квалифицировалось как преступление.

С принятием Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» оскорбление перешло в разряд административных проступков.

Кроме того, ст.128.1 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Административная ответственность

Согласно ч.1 ст. 5.61 КоАП РФ под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

С объективной стороны оскорбление выражается в действии, которые могут быть совершены словесно, физическим действием, путем жестов.

Если начальник в пылу гнева  неподобающе выразился, запустил в работника каким- либо предметом, лежащем у него на столе (будь-то ручка, степлер  и т.д.) или ударил работника, то это можно расценить как оскорбление.

В судебной практике возникают трудности, связанные с оценкой того или иного слова как подпадающего под диспозицию оскорбления, в связи с чем судьи иногда назначают по делам судебно-лингвистические экспертизы. При их проведении важное значение имеет точное лингвистическое определение понятия «неприличная форма высказывания», являющееся одной из важнейших составляющих понятия оскорбления, на что неоднократно указывал в своих решениях Верховный Суд РФ ( См.: Определение от 9 марта 2011 г. N 86-011-4; Определение от 12 мая 2011 г. N 16-011-28 (касательно определения неприличной формы).

Сложность квалификации данного административного правонарушения связана в первую очередь с тем, что сведения, порочащие честь и достоинство гражданина, являются оценочными суждениями и бремя доказывания правдивости порочащих истца сведений лежит на ответчике (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.06.2011 N 33-9038/2011).

Оскорблением считается не только большое количество слов и выражений, но даже и одно неприличное слово, употребленное лицом, привлекаемым к ответственности. Использование слов в неприличной форме, написанных в заявлениях в органы власти, также является дополнительным доказательством уничижительного характера оскорбления (Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 30 мая 2013 г. по делу N 12-158/2013).

Помимо словесной формы, оскорбление может быть и невербальным - жесты, плевки, пощечины (Постановление Чойского районного суда Республики Алтай от 14 марта 2013 г. по делу N 5-96/2013).

Оценивая оскорбительность слов или действий, суды определяют: унижаются ли честь и достоинство потерпевшего, противоречат ли они установленным нравственным нормам, общепринятым правилам поведения в обществе, манере обращения между людьми в целом и особенностям отношений между виновным и потерпевшим, правилам морали, оценивают, являются ли данные слова циничными (Решение Чкаловского районного суда Нижегородской области от 17 июня 2013 г. по делу N 12-31/2013).

Оскорбление как административное правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Таким образом, должностное лицо – директор предприятия может быть оштрафован на сумму до 30 000 рублей.

При этом, обращаем ваше внимание, что к административной ответственности может быть  привлечено также само юридическое лицо - работодатель, с которым работник заключил трудовой договор.

Гражданская ответственность

В соответствии со ст. 21 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени,  в том числе и «оскорбленный» работник.

Независимо от того, привлекается ли директор к уголовной или административной ответственности, работник может обратиться в судебные органы за защитой своей чести, достоинства, деловой репутации и возмещением морального вреда  согласно статьям 151, 152  Гражданского кодекса РФ.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации определяет суд в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации суды  учитывают требования разумности и справедливости.

Интересным примером защиты чести и достоинства работника является Кассационное определение Томского областного суда от 30.12.2011 по делу N 33-4101/2011, в котором судьи признали, что  демонстрацией неуважительного отношения руководителя к своему подчиненному может выражаться в наложении некорректной и неконкретной резолюции на служебной записке работника Ч., перечеркивание фломастером всего текста записки, исправление ошибок, расстановки вопросительных знаков.

Дисциплинарная ответственность

Соблюдение дисциплины труда является обязательным условием надлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей, как для  рядового исполнителя, так и для директора организации.

 К дисциплинарной ответственности руководителя может привлечь собственник организации с соблюдением норм трудового законодательства о порядке применения дисциплинарного взыскания.

Так, согласно ст.192 Трудового кодекса РФ, директору как и любому другому работнику  можно объявить замечание, выговор или уволить его.

Любой из вышеперечисленных видов дисциплинарной ответственности может быть применен к руководителю независимо от привлечения его к другим видам ответственности.

Таким образом, руководитель любого ранга должен учитывать, что некорректное и неуважительное отношение к работнику, выразившееся не только «руками», но и «словами» может повлечь за собой серьезные последствия.

Конечно, и  руководитель и работник должны будут доказать, что произошло в действительности: когда, как и в чем выражалось неподобающее поведение руководителя.

И для этого подойдет все – и свидетельские показания, фото, видео и аудиозаписи, письма, соглашения и иные доказательства.

Главный специалист  департамента юридического консалтинга Компании «Аудэкс»

Ганиева Лаура Бунямовна

тел.: (843) 2020-763, факс: (843) 590-18-47

e-mail: Law@audex.ru

 


Перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Наши клиенты

Напишите нам: