Особенности проведения налоговых проверок с 2007 года
аудит и консалтинговые услуги
420015, Казань, Подлужная, 60
Меню
(843) 202-07-60
8 (800) 500-52-87
Меню

Особенности проведения налоговых проверок с 2007 года

Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее - «Федеральный закон № 137-ФЗ») существенно изменил процедуру проведения налоговых проверок с 2007 г.

Каким же образом теперь будут проводиться проверки по новым правилам?

Сразу хотелось бы отметить, что на основании п.14 ст.7 Федерального закона № 137-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона. При этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона. Следовательно, по проверкам, которые начались в 2006 г. и которые продолжатся в 2007 г., будут действовать старые процедуры независимо от времени их окончания. Новые же правила действуют в отношении проверок, которые начаты не ранее 1 января 2007 г.

Камеральная налоговая проверка

Как и прежде камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При этом, она осуществляется уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В новой редакции более подробно расписан порядок проведения камеральных проверок. Теперь, если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

При этом налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст.88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст.172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Кроме того, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Таким образом, налоговый орган будет вправе затребовать первичные документы при проведении камеральной проверки лишь в трех случаях:

- при проверке правильности применения налоговых льгот;

- при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога;

- при проведении налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

В то же время, из текста в новой редакции не совсем понятно каким образом налоговые органы будут выявлять несоответствие сведений, предоставляемых налогоплательщиком, со сведениями, имеющимися у налоговых органов, и обязан ли налогоплательщик при даче пояснений предоставлять опять все те же первичные документы.

Известно, что в настоящее время ФНС разрабатывает новый Регламент камеральных проверок, возможно в нем и будет оговорен этот порядок. А пока очевидно лишь то, что в Регламенте будут названы первые кандидаты на камеральные проверки.

Возглавляют этот список организации, пользующиеся льготами по уплате какого-либо налога. В документе оговаривается, что проверять «льготника» налоговики должны не реже 1 раза в год. Наряду с «льготниками» в списке первых значатся налогоплательщики, заявляющие к возмещению «значительны» суммы НДС. Какие размеры считать «значительными» - определяет управление налоговой службы по субъекту федерации. Также в документе указано, если показатели любых налогоплательщиков примерно одинаковы, проверять следует отчетность тех, у которых возможны наибольшие доначисления.

Выездная налоговая проверка

Налоговые органы теперь могут проводить выездную налоговую проверку и по месту своего нахождения. На практике налоговые органы делали так и раньше, но при этом срок проведения налоговой проверки по редакции Кодекса, действующей до 2007 г., фактически прерывался, поскольку по ней в срок проведения налоговой проверки входило только время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

- периоды, за которые проводится проверка;

- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Установлено, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2-х месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях - до 6-ти месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Кроме того, налоговый орган может проводить самостоятельные выездные налоговые проверки филиалов и представительств. При этом, налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1-го месяца.

Отметим, что в тексте Налогового кодекса РФ речь идет именно о филиалах и представительствах, следовательно, на обособленные подразделения, не являющимися филиалами или представительствами, эти правила проведения самостоятельных проверок не распространяются.

Приостановление проверки

Установлен исчерпывающий перечень случаев, когда руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной проверки. Такое право предоставлено для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по первому основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

При этом, общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки за исключением второго случая не может превышать шести месяцев.

Повторная проверка

К основаниям проведения повторной проверки добавлена возможность провести такую проверку налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Хочется отметить, что ранее налоговые органы иногда неправомерно отказывались принять уточненную декларацию, уменьшающую сумму налога к уплате за период, который ранее был проверен, мотивируя это тем, что они не имеют возможности провести проверку этого периода еще раз. Теперь такая возможность налоговым органам предоставлена.

Положительным для налогоплательщика является новшество о том, что если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Истребование документов при проверках

Внесено положительное изменение в части сроков предоставления документов, истребованных при проведении налоговой проверки. Теперь такие документы должны представляться в течение 10 дней.

На основании изменений, внесенных в ст.6.1 НК РФ срок, определяемый днями, теперь по умолчанию исчисляется в рабочих днях. Следовательно, вместо срока в 5 календарных дней, действующего ранее для предоставления документов, установлен срок в 10 рабочих дней, что существенно облегчает подготовку документов для налогоплательщика.

Кроме того, налогоплательщику предоставлено право ходатайствовать перед налоговым органом, проводящим проверку, о продлении указанного срока.

Также в порядок предоставления документов внесено очень важное положительное изменение, которое могло бы сильно облегчить жизнь налогоплательщикам.

Указано, что в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Однако положительный эффект от этого изменения значительно минимизируется датой вступления в силу – 1 января 2010 г., т.е. через 3 года (п.3 ст.7 Федерального закона № 137-ФЗ).

Оформление акта и вынесение решения по результатам налоговой проверки

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Для представления возражений по акту налоговой проверки установлен срок, равный 15 (рабочим) дням. В редакции Налогового кодекса РФ, действовавшей до 2007 г., такой срок был равен 2 неделям.

Таким образом, установлен порядок составления акта и срок его обжалования не только для выездной, но и для камеральной проверки.

Материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 (рабочих) дней со дня истечения срока для предоставления возражений по акту проверки. При этом указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Законодатели почему-то не указали оснований для продления срока. То есть, налоговые органы смогут его продлять по своему усмотрению.

Установлено, что в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля при вынесении решения об их проведении в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может проводиться истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Такие мероприятия должны длиться не более одного месяца.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

На основании вступившего в силу решения налоговым органам направляется налогоплательщику требование об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 (рабочих) дней с даты вступления в силу соответствующего решения (ст.70 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст.69 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст.46 НК РФ).

Хотелось бы особо отметить, что с 2007 г. отменен п.7 ст.114 НК РФ, устанавливающий ограничения по взысканию штрафа во внесудебном порядке в определенных пределах. Таким образом, с 2007 г. налоговые органы смогут взыскивать штрафы без обращения в суд в любом размере.

В ст.101 НК РФ введена одна из самых негативных для налогоплательщика норм в рамках комментируемых изменений. Она состоит в том, что после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Одной из таких обеспечительных мер является запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Данный запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:

- недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);

- транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

- иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

- готовой продукции, сырья и материалов.

При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если для организаций, имеющих дорогостоящую недвижимость или оказывающих услуги, такая обеспечительная мера не является очень болезненной, то для организаций, имеющих большой товарооборот, и у которых отсутствует недвижимость на необходимую сумму, указанный запрет может привести фактически к тому, что их работа будет полностью парализована.

К тому же, если предприятие не согласно с решением налогового органа и подает иск в суд, то запрет на отчуждение может продержаться в течение всего судебного процесса в случае, если суд не удовлетворит ходатайство о приостановлении действия данной обеспечительной меры. То есть предприятие может оказаться в ситуации, когда оно не сможет нормально функционировать в течение нескольких месяцев, что равносильно его банкротству.

Обжалование решения

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано либо в вышестоящий налоговый орган (ст.101.2 НК РФ), либо в суд (ст.138 НК РФ).

При этом, на основании п.5 ст.101.2 НК РФ с 1 января 2009 г. (п.16 ст.7 Закона № 137-ФЗ) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

По ст.139 НК РФ налогоплательщик имеет право подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Согласно ст.140 НК РФ решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен руководителем (замруководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение 3-х дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Что касается срока подачи документов в суд, по ст.198 АПК РФ он составляет 3 месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов, т.е. со дня получения им решения налогового органа о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности.

Давыдов Д.А.,

ведущий эксперт департамента налоговых и бухгалтерских консультаций

компании «АУДЭКС»


Перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Наши клиенты

Напишите нам: