Еще раз о коэффициенте 0,5
аудит и консалтинговые услуги
420015, Казань, Подлужная, 60
Меню
(843) 202-07-60
8 (800) 500-52-87
Меню

Еще раз о коэффициенте 0,5

Минфин старается всеми силами сохранить коэффициент 0,5 для определенной категории автомобилей.

Изменения в Главу 25 НК РФ, внесенные летом 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 158-ФЗ, отменили применявшийся ранее понижающий коэффициент амортизации 0,5. Этот коэффициент действовал при амортизации легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с первоначальной стоимостью более 600 000 руб. и 800 000 руб. соответственно. В новой статье 259.3 НК РФ, где перечислены специальные коэффициенты, применяемые к норме амортизации, о данном понижающем коэффициенте с этого года ничего более не говорится.

Как мы уже писали ранее (см. комментарий в журнале «Бухгалтер Татарстана N 20, 2008, стр.20 – Прим. ред.), Минфин в своем письме от 9 октября 2008 года N 03-03-06/1/573 попытался ограничить действие данных изменений. По мнению финансового ведомства, без применения понижающего коэффициента 0,5 амортизация будет начисляться лишь по тому автотранспорту, который начал амортизироваться после 1 января 2009 года. Если же легковой автомобиль или пассажирский микроавтобус были введены в эксплуатацию до этой даты, то, как считали в Минфине, понижающий коэффициент 0,5 должен применяться при их амортизации и далее.

Существовала и альтернативная точка зрения, согласно которой с 2009 года коэффициент 0,5 не применяется в любом случае.

Казалось, что ситуация с понижающим коэффициентом решилась в пользу налогоплательщиков после введения статьи 27.2 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ).

Авторы статей, посвященных изменениям в Главе 25, комментируя 224-й закон, делают простой вывод, что организации, применявшие ранее коэффициент 0,5 при амортизации автотранспорта, с 1 января 2009 года использовать его не должны.

Однако не так все просто с этим коэффициентом в 2009 году.

Дело в том, что дословно статья 27.2 гласит:

«Организации, применявшие к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей (http://avto-problem.ru) и пассажирских микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость соответственно более 600 000 рублей и 800 000 рублей, с 1 января 2009 года указанный коэффициент не применяют».

В статье не говорится о легковых автомобилях и пассажирских микроавтобусах, имеющих первоначальную стоимость соответственно в пределах свыше 300 000 и 400 000 рублей до 600 000 и 800 000 рублей включительно.

И здесь целесообразно вспомнить о разногласиях налогоплательщиков и налоговиков, которые существовали по данному вопросу весь 2008 год.

Спор заключался в следующем: cледует ли после 1 января 2008 года по уже амортизируемому автотранспорту стоимостью менее 600 000 руб. (800 000 руб.) начислять амортизацию с применением понижающего коэффициента?

Налоговый кодекс (п.9 ст.259) устанавливал специальный коэффициент 0,5, который применялся к основной норме амортизации по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам с первоначальной стоимостью соответственно более 600 000 и 800 000 руб. Однако до 1 января 2008 года первоначальная стоимость вышеуказанного автотранспорта была в два раза ниже (300 000 и 400 000 руб.).

Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ не содержал переходных положений, касающихся начисления амортизации после 1 января 2008 года по автотранспорту стоимостью менее 600 000 (800 000) руб., который был введен в эксплуатацию до 1 января 2008 года.

В связи с этим согласно официальной позиции (письма Минфина от 11.04.2008 N 03-03-06/1/269 и от 18.01.2008 N 03-03-06/1/11) в отношении легковых автомобилей с первоначальной стоимостью от 300 000 до 600 000 руб. (пассажирских микроавтобусов - от 400 000 до 800 000 руб.), амортизация по которым начислялась до 1 января 2008 года, следовало руководствоваться прежним порядком, т.е. применять понижающий коэффициент 0,5. Аналогичного подхода придерживались и некоторые авторы.

Аргумент один – пунктом 3 статьи 259 НК РФ установлено, что выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

По этому вопросу существует и иная точка зрения, по нашему мнению, единственно верная: в отношении указанного автотранспорта организация вправе с 1 января 2008 года продолжить начислять амортизацию в общем порядке, без понижающего коэффициента. Согласно пункту 1 статьи 259 НК РФ амортизация начисляется одним из двух методов: либо линейным, либо нелинейным. Понижающий коэффициент 0,5 применяется к норме амортизации – процентной величине от первоначальной стоимости основного средства (п.9 ст.259 НК РФ). Если организация начинает или прекращает применять к норме амортизации какие-либо коэффициенты (понижающие или повышающие), выбранный способ амортизации при этом не затрагивается. Как до, так и после прекращения применения коэффициента амортизация все равно будет начисляться выбранным ранее методом – линейным или нелинейным.

Применяемые коэффициенты не изменяют саму норму амортизации, а лишь являются некоторой надстройкой к уже рассчитанной норме.

И теперь к главному. По мнению представителей Минфина, озвученному лишь на семинарах и пока еще не получившему обличие официального разъяснения, в 2009 году следует прекратить применение коэффициента 0,5 лишь по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, первоначальной стоимостью соответственно более 600 000 и 800 000 рублей.

Что же касается легковых автомобилей и микроавтобусов, имеющих первоначальную стоимость соответственно в пределах свыше 300 000 и 400 000 рублей до 600 000 и 800 000 рублей включительно и введенных в эксплуатацию до 1 января 2008 года, то по ним по-прежнему необходимо применение коэффициента 0,5.

Данная позиция не является правильной, однако то, как она будет решена, покажет время.

С. Гизатуллин

заместитель руководителя

департамента аудита компании «Аудэкс»


Перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Напишите нам: