Камеральная или "не выездная" выездная
аудит и консалтинговые услуги
420015, Казань, Подлужная, 60
Меню
(843) 202-07-60
8 (800) 500-52-87
Меню

Камеральная или "не выездная" выездная

До 1 января 2007 года такой порядок истребования документов был практически легализован, поскольку Налоговый кодекс не уточнял, на основании каких именно документов должны проводиться камеральные проверки. Видимо, поэтому и обширная арбитражная практика по представлению документов в рамках «камералки» складывалась не в пользу налогоплательщиков, ведь суды подтверждали право налоговых органов истребовать в рамках проверки любые документы, обосновывающие отраженные в налоговых декларациях суммы. Такой порядок проведения налоговых проверок, по сути, стирал грань между камеральной и выездной проверкой и приводил к нарушению прав налогоплательщиков.

Но здравый смысл возобладал, и законодатели решили пойти навстречу налогоплательщикам. С 1 января 2007 года благодаря Закону от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ в Налоговом кодексе появилась норма, согласно которой истребовать документы, представление которых одновременно с декларацией не предусмотрено налоговым законодательством, можно только в оговоренных в статье 88 случаях (подробно мы их рассмотрим далее).

Казалось бы, прошло уже более 4 лет со дня вступления в силу судьбоносного Закона N 137-ФЗ, и эпопея с вопросом об истребовании документов при камеральной проверке закончена, но и сегодня мы видим, что нормы этого Закона хронически не исполняются налоговыми органами. Прописанные в Налоговом кодексе процедуры по истребованию документов, по проведению камеральных проверок остались только на бумаге, и наши контролирующие органы с завидным постоянством продолжают истребовать несметное количество документов при проведении «камералок», даже несмотря на позицию Минфина, который пытался ограничить такую практику на местах и выпустил письмо от 27 декабря 2007 г. N 03-02-07/2-209. Оно, к слову, было доведено до всех налоговых органов письмом ФНС от 17 января 2008 г. N ШС-6-03/24@. В письме Минфина, в частности, говорится о порядке применения пунктов 7 и 8 статьи 88 НК РФ, ограничивающих права налоговых органов на истребование документов при проведении камеральной проверки декларации по НДС.

Какие документы налоговики вправе требовать при «камералке».

Давайте рассмотрим, в каких же случаях налоговый орган вправе при проведении камеральной проверки требовать у налогоплательщика дополнительные документы:

  • если при проверке декларации выявлены ошибки и противоречия (п.п.3, 4 ст.88 НК РФ);
  • при проверке вычетов по НДС, если по итогам налоговой декларации заявлено право на возмещение налога (п.8 ст.88 НК РФ);
  • при подтверждении права на налоговые льготы (п.6 ст.88 НК РФ);
  • при проверке деклараций по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п.9 ст.88 НК РФ).

Два последних случая являются не очень распространенными, поэтому далее подробно проанализируем часто встречающиеся ситуации возможного ошибочного заполнения деклараций, а также порядок подтверждения в рамках «камералки» права на вычет по НДС.

Нет дополнительных вопросов – нет и дополнительных запросов.

Если при камеральной проверке выявлены ошибки и противоречия, то налоговый орган не только вправе, но и обязан сообщить налогоплательщику о таких фактах и потребовать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов (п.3 ст.88 НК РФ). Решение же по результатам «камералки» должно приниматься с учетом представленных налогоплательщиком пояснений и документов, при этом налогоплательщик должен иметь возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки (п.2 ст.101 НК РФ). Такая позиция была подтверждена Конституционным судом в Определении от 12 июля 2006 года N 267-О еще до того, как в НК РФ были внесены изменения, касающиеся порядка проведения камеральной проверки. Но хочется еще раз обратить внимание читателей на то, что теперь, если при камеральной проверке декларации, например, по налогу на прибыль, налоговый орган не обнаружил ошибок и противоречий, он не вправе требовать от налогоплательщика представления любых оправдательных документов. Так, например, налоговый орган в рамках проведения камеральной проверки не вправе истребовать документы в целях обоснования убытков, полученных организацией по итогам отчетного (налогового) периода, если в декларации отсутствуют ошибки и противоречия.

Данная позиция подтверждается выводами судов, в частности Президиум ВАС в постановлении от 11 ноября 2008 года N 7307/08 отмечает: с 1 января 2007 г. новая редакция статьи 88 НК РФ ограничила права налоговых органов на истребование документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Запрет на подобные действия содержится в пункте 7 статьи 88 НК РФ: при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или НК РФ.

В соответствии с позицией, изложенной в указанном выше постановлении ВАС, арбитражные суды регионов обычно принимают свои решения в пользу налогоплательщиков. Вместе с тем иногда налогоплательщики, обращаясь в суды, не учитывают отдельные моменты, связанные, например, с перечнем документов, обязательных для представления в налоговые органы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Проверка деклараций по НДС.

Особый порядок предусмотрен НК РФ при проверке деклараций по НДС. Так, в статье 176 НК РФ установлен порядок возмещения налога. Им предписано обязательное проведение камеральной проверки декларации, в которой заявлены суммы НДС к возмещению. Согласно пункту 8 статьи 88 НК РФ «камералка» декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Как это часто бывает, налоговые органы и налогоплательщики по-разному понимают налоговые нормы. Из положений пункта 1 статьи 176 НК РФ следует, что декларация, в которой налог указан к возмещению, – это такая декларация, в которой итоговая сумма налога заявлена к возмещению из бюджета. Требуя представления оправдательных документов для обоснования вычета по НДС, чиновники считают, что декларация с налогом к возмещению – это любая декларация, в которой заполнен раздел «Налоговые вычеты», независимо от того, к уплате или к возмещению заявлен налог в разделе 1 декларации.

Долгое время Минфин не мог выработать позицию по этому вопросу. Так, в неофициальном ответе на частный вопрос от 26 апреля 2007 года Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, разъяснил, что независимо от того, что по итогам налогового периода сумма налога подлежит уплате, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие применение налоговых вычетов. И только в декабре 2007 г. в уже упоминавшемся письме Минфина от 27 декабря 2007 года N 03-02-07/2-209 разъяснено: в пункте 8 статьи 88 НК РФ прямо указано, что камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ, при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. Только в этом случае налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. Это положение корреспондирует с пунктом 1 статьи 176 НК РФ, согласно которому после представления налогоплательщиком декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ. В ситуации, когда в представленных декларациях налог указан к уплате, требования налоговых органов о представлении оправдательных документов для вычета будут незаконными, и их можно не исполнять.

Арбитражная практика по данному вопросу в основном принимает сторону налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2009 по делу N А56-10853/2009, ФАС Московского округа от 03.11.2009 N КА-А40/11367-09).

Евгений Борисов
Аудитор компании "Аудэкс"


Перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Напишите нам: